Анализ ассортимента товаров и услуг

Что такое анализ ассортимента.

Клиенты ценят вас за возможность выбора товара или услуги из вашего ассортимента. И вам важно сохранить это конкурентное преимущество, но не создавать балласт в виде больших остатков товара, который пользуется очень маленьким спросом. Найти золотую середину, а именно наиболее выгодное соотношение широты и количества товарных позиций поможет вам анализ ассортимента.  

Анализ ассортимента представляет собой ряд методов по оценке ассортиментного портфеля с целью измерить вклад каждой позиции или номенклатуры в ежедневные продажи. Методы позволяют разделить на группы различной значимости все товарные позиции (SKU), чтобы понять какие товары из ассортимента представляют большую значимость для продаж. Методология анализа ассортимента зависит от того, к чему в конечном итоге необходимо прийти. К наиболее популярным методам относятся ABC XYZ анализ ассортимента.

Зачем проводить анализ ассортимента. 

Цель анализа ассортимента - это понять какие товарные позиции пользуются наибольшим спросом у покупателей и, соответственно, держать их на складе больше других. А также понимать какие товары закупать только тогда, когда остатки будут полностью распроданы. Другими словами, анализ ассортимента делит все товары на группы и присваивает каждой группе действие к исполнению. 

Таким образом, контроль эффективности ассортимента переходит в область методологии анализа ассортимента. И что это нам дает спросите вы? Вы получаете рекомендуемый список товаров к закупке за один клик. На основе анализа остатков ассортимента и планирования продаж, алгоритм рассчитывает сколько нужно закупить еще и выводит вам список. 

В чем идея анализа ассортимента. 

Идея анализа заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: что происходит на складе по товарному ассортименту и раскрывает перед вами положение дел по каждой ассортиментной позиции и степень выгоды SKU по доходности.

Анализ начинается с классического ABC XYZ анализа ассортимента с целью выявить высокодоходные и нестабильные SKU. Также определить действия к каждому из кластеров, например, AX закупать с хорошим запасом, а CZ заказывать только если закончились на складе. Сравнив рекомендуемое действие по ассортименту с фактическими остатками на складе, вы получаете текущий статус эффективности вашего ассортимента. 

Для оптимизации ассортимента используется анализ по рентабельности и доходности SKU. То есть определяются высокодоходные и высокорентабельные SKU для продвижения. А низкорентабельные и низкодоходные уходят из ассортимента. Возможно распродаются по акции. 

Как для ABC XYZ метода, так и для оптимизации, в обоих случаях требуется контрольный анализ на базе кластеризации покупателей и моделирования их поведения. Для каждого кластера покупателей определяется базовая потребность в ассортименте товаров, которая экстраполируется на весь кластер. Таким образом, строится прогнозная потребность по всему ассортименту на уровне SKU. 

Анализ ассортимента

Анализ ассортимента

Где можно применить результаты анализа ассортимента.

На базе проанализированного ассортимента создаются отчеты, которые показывают текущий статус эффективности ассортимента, а также результаты и тренд по доходности и рентабельности после проведенной оптимизации. Но наиболее интересная область применения результатов анализа ассортимента - это полная или частичная автоматизация закупки товаров на основе анализа остатков и продаж. 

Рекомендуемое количество и качество остатков товара на складе определяется методологией эффективности складских запасов, которая строится на основе идей анализа ассортимента. Перед каждой закупкой автоматически формируется список товаров, которые необходимо закупить и рекомендации по текущим остаткам на складе, например, указать тенденцию стока к росту в группе товаров для распродажи.

И, конечно же, результаты анализа ассортимента применяются для принятия решений в рамках ассортиментной политики.

Команда аналитиков Karimco готова помочь вам провести анализ ассортимента и оптимизировать процесс закупки товаров.